663431 с. Богучаны
ул. Октябрьская, 86
телефон: (8-39-162) 2-85-49
телефакс: (8–39-162) 2–85-49
E – mail: bog_biblioteka@mail.ru

МБУК Богучанская межпоселенческая
Центральная районная библиотека

1.Главная

2.О проекте

3.Обращение

4.Визитная карточка Центральной районной библиотеки

5.Район в целом

6.Географический обзор
Памятники природы
-камень у музея
-каменский утёс

7.Природные условия района

8.История района:
- освоение земель района
- динамика размещения населения
- археологическая карта реки Ангара
- хронология исторических событий
-историческое путешествие
-политические репрессии
- территории
-период Гражданской войны (1918-1920)
-дети войны
-воспоминания жителей района со страниц газеты"Ангарская правда"-история комсомола и пионерии -исторический кадр

9.Экономика района
-История организаций и учреждений

10.Гордость района:
- они приближали Победу
- автопробег "Поздравь ветерана с победой!"
-
фрагменты рукописи
Н.Д. Рожковой

- их подвиг трудовой
- история и судьбы
-они сражались в Афганистане

11.Образование района
- люди в профессии

12.Здравоохранение
- люди в профессии

13.Культура района:
-история и современность;
- учреждения культуры
- работники культуры;
-фестивали, конкурсы, -праздники;
- молодые таланты,
-творчество наших земляков

14.Жизнь и быт ангарцев:
-роль труда
- круглый год
-народные приметы
-досуг и праздники
-ангарские свадьбы
-одежда
- пища
-материальная культура-устное народное творчество
-ангарский говор

15.Средства массовой информации:
- ТРК "Спектр"
- газета "Ангарская правда"

16. Литературная жизнь района
-известные писатели - наши земляки
-юные дарования
-книги, вышедшие у наших земляков

17.Физкультура и спорт
-великолепная десятка спортсменов
-турнир по вольной борьбе на приз Главы района

18.Святые места
-Храм Петра и Павла

19. Библиография


 

Дом и двор

 

Жилища сибиряков-ангарцев

Ангарские дома не отличались какими-то архитектурными особенностями. Все они строились по одной схеме. Строили одним топором, без единого гвоздя из корней лиственницы. Обычно дом состоял из двух половин - зимней и летней, разделенных сенями. В конце XVIII - начале XIX вв. в Сибири начинают возводиться наиболее приемлемые для местного климата жилища - «крестовые» дома. Мы знаем точно, что в Богучанах сохранился один крестовый дом, но он, как и многие дома в селе, перестроен, обшит и приспособлен под магазин, который находится напротив здания милиции. Но остались пятистенки (их более 10). Один из них перед вами.
В суровых сибирских условиях наиболее приемлемой была техника рубки избы «в угол», т.е. «в обло», «в чашу». При этом в бревнах выбивался полукруг, а концы бревен выступали за стены сруба,что хорошо видно на кадрах. При такой рубке «с остатком» углы дома не промерзали даже в самые сильные, «в хлящие», морозы.

Были и другие виды рубок избы, но в Богучанах таких не обнаружено:
а) в крюк с остатком - внешне похож на рубку «в угол», но в бревне выбивается не полукруг, а четверть круга;
б) в лапу - рубка без остатка в чистый угол. Бревна соединялись концами, затесанными с обеих сторон;
в) без остатка «в ласточкин хвост», в простой замок, «в шпунт» («в зуб») и другие;
г) «в охряпку» - простая рубка, при которой в каждом бревне
выбивались углубления сверху и снизу. Применялась обычно при
строительстве хозяйственных построек, часто без утепления.
Кстати говоря, если бы первые переселенцы были выходцами с Дона, то дома были бы более низкие, наверняка, снаружи обмазанные глиной и побелены, без ставень, чего в Богучанах не наблюдалось. Так же для донских станиц были характерны соломенные крыши, а в нашем селе крыли драньем, а более зажиточные -плахами.
Особенностью строительства ангарских домов было то, что бревна укладывались до самого козырька крыши. Из беседы с местными жителями, например Майковым Сергеем Викторовичем, директором музея, выяснилось, что напилить доски было очень трудно и долго , легче было затесать бревно под углом и сложить до самого козырька, к тому же это помогало лучше сохранить тепло.

Плотничьи секреты
Место для строительства дома выбиралось часто так: на предполагаемом будущем подворье тут и там раскладывали на ночь кусочки коры или бересты. Утром смотрели, где наиболее сухая нижняя сторона. Или могли все это оставить на месте на несколько дней, чтобы затем узнать, кто поселился под корой или дощечкой: если муравьи или дождевые черви, то место вполне пригодно для строительства дома.
Дома строили из 80-100-летних деревьев хвойных пород, причем брали лишь их комлевую часть. Бревна выше комля, второго-третьего «порядка», шли на стропила, слеги или строительство хозяйственных построек. Комлевое бревно обязательно «выводили» под один диаметр. Лес для этого брали «кондовый», выросший на высоком склоне горы, с мелкими и плотными годовыми кольцами. Деревья, растущие на вершине горы или у подошвы, считались менее пригодными для качественного строительства. Особенно сторонились деревьев, растущих в сырой, болотистой низине, пропитанных железистыми соединениями. Такие деревья называли « кремлевыми », они так тверды, что их почти не берут ни топор, ни пила.
Хвойный лес на строительство рубили поздней осенью или в начале зимы, с первыми морозами и первым снежком. Осину и березу заготавливали с весны до осени, сразу очищали от коры и бересты, затем сушили. Соблюдалось одно важнейшее правило: строевой лес рубили только на «старый месяц». Сохранилось множество поверий и обычаев, связанных с рубкой леса и строительством. Так, нельзя было ни заготавливать лес, ни начинать рубить дом в понедельник. «Зависшие» деревья, т.е. зацепившиеся при падении за другие деревья, или деревья, упавшие на север, обязательно пускали на дрова: считалось, что они принесут несчастье жильцам дома.
Срубленные осенью сосну, лиственницу, ель очищали от веток, распиливали на бревна необходимой длины («крыжевали») и, не ошкуривая от коры, оставляли до весны в штабелях «вылеживаться». С наступлением весны отопревшие деревья легко ошкуривались и вывозились на подворья. Здесь их складывали в штабеля под крышу на 1-2 года для просушки. Для строительных работ бревна сушили не менее 4-х лет, особенно тщательно оберегая от прямых лучей солнца, чтобы не было трещин в древесине. Лишь затем деревья «выводили» и начинали рубить дом.
Хорошие плотники поступали и так: весной бревна сбрасывали в речку, располагая их по течению воды, сроком на 3-4 месяца. Вымоченные бревна летом поднимали из воды и сушили до морозов. Считалось, что древесина при этом будет более прочной, не будет давать трещин, долго не поддастся гниению. При рубке стен бревна укладывали по сторонам света: внутрь дома обращали южную, более рыхлую, но теплую сторону дерева, а наружу - северную, более плотную и «закаленную».
При строительстве дома под нижние венцы вкапывали «стулья» - лиственничные чурки. Их предварительно обмазывали горячей смолой, дегтем, или обжигали на костре для предохранения от грибка. Деревянные стояки или камни обязательно отделяли от нижнего ряда несколькими слоями бересты. Насколько можно проследить по старинным строениям, под нижние бревна обязательно набивали камень-плитняк или плотно загоняли лиственничные кряжи.
Любопытный факт: здание типографии «Ангарская правда» по ул. Октябрьская (ранее улица называлась Большая или Крестьянская) находится в бывшем магазине купца Петра Васильевича Толстых и здесь сохранился старинный фундамент - стулья, лиственничные чурки не испорченные грибком, а ведь фундаменту около ста лет (из рассказа главного редактора Веры Петровны Метляевой).
Завалинки подсыпали с внутренней стороны дома, где всегда было сухо.
Стены дома протесывали топором с кривым топорищем и строгали стругом. Стены были ровные, а древесина - светлая и, как говорили, «дышала». Вплоть до конца XIX в. стены избы не оштукатуривались. Лишь пазы между бревнами заделывались жгутиками белой глины.
«Подушки» и косяки дверей и окон изготавливали из хорошо просушенной сосны или кедра. Они были несколько шире бревен стены, чтобы не затекала вода. В пазы косяков укладывали просушенный мох, обматывали все ниткой и ставили их на место. При этом мох не «сползал» во время установки косяков.
При рубке дома в бревнах выбирались полукруглые пазы; бревна укладывались на мох, часто «в шип», «в шкант» (т.е. соединялись в стене между собой специальными деревянными скобами). Щели между бревнами тщательно конопатились и позднее замазывались глиной. Внутренняя стена дома также тщательно вытесывалась сначала топором, затем рубанком («стругом»). Перед рубкой предварительно бревна «выводились», т.е. их после ошкурения протесывали, добиваясь одного диаметра от комля до верхней части бревна. Общая высота дома равнялась 13-20 рядам-венцам бревен. «Подклеть» дома из 8-11 рядов бревен могла быть хозяйственным помещением, кухней или кладовой.
Возведенный на «подклети» дом обязательно имел подполье. Сама «подклеть» из 3-5 венцов могла служить его верхней частью. Подполье сибирского дома было весьма обширное и глубокое, если позволяли почвенные воды. Часто оно обшивалось доской. Фундамент дома учитывал местные особенности: наличие мерзлоты, близость и наличие камня, уровень вод, характер грунта и пр. Под нижний ряд стены чаще всего прокладывалось несколько слоев бересты.
В Приангарье, как и во всей Сибири, полы обязательно делали дощатыми, подчас «двойными». Такие полы имелись даже у бедных крестьян. Полы настилали из расколотых повдоль бревен, протесанных и
проструганных до 10-12 см досок-«тесин». Пиленый тес появился в Сибири лишь во второй четверти XIX в. с появлением здесь пилы.
Потолки («подволоки») изб до конца XIX в. настилали из тонких, тщательно подогнанных бревен. Если для потолка применялись тесаные или пиленые доски, они могли располагаться «встык», заподлицо или в «разбежку». Потолок избы сверху тщательно утепляется глиной или землей, т.к. от этой работы зависело, «загонит ли тепло» в свой дом хозяин.
В качестве кровельного материала наряду с тесинами применяли «драницы», «дрань». Для получения «драни» расколотые повдоль бревна хвойных пород, чаще всего «листвяжные», расщеплялись топором и клиньями на отдельные пластины. Длина их доходила до двух метров. Топорный тес и драницы были весьма устойчивыми к воздействию осадков, долговечными. Пиленая же поверхность современной доски легко пропитывается влагой и быстро разрушается. Крытые дранью кровли встречались в Сибири вплоть до второй половины XX в.
Ни один уважающий себя плотник не начинал отделочные работы в доме, пока покрытое крышей строение не высыхало (не «выстоялось»). При этом сохранность дома обеспечивалась хорошей кровлей. Даже если по прошествии 25-30 лет крыша не протекала, тесовую кровлю обязательно перекрывали. Также, по воспоминаниям старожилов, один раз в полстолетия разбирали «окосячку» окон и дверей, при необходимости меняя оконные «подушки» и порог двери, заменяли бревна нижнего ряда стен.
Крыши могли быть одно-, двух-, трех-, четырехскатными, были крыши с «залобком», с «козырьком», двойные крыши и др. Для покрытия пятистенного и, особенно, крестового дома наиболее приемлема была четырехскатная, «шатровая», крыша. Она великолепно защищала дом от дождя, от снега, от ветра. Словно колпак, такая крыша удерживала тепло над потолком. Края крыши на метр и более выделялись за стены дома, что позволяло отводить в стороны дождевые струи. Кроме того, восходяще-нисходящие потоки воздуха вдоль стен способствовали сохранению тепла в помещении.
К крестьянскому дому пристраивались рубленые сени с покатой кровлей, (сени - своеобразный тамбур между улицей и жилой частью дома, защищающий его от холодного воздуха. Летом в сенях спали. Кроме того, сени соединяли жилую и хозяйственную части дома. Через них можно было выйти в сарай, на скотный двор, на чердак, в подпол. Не случайно сени в деревнях до сегодняшнего дня называют мостом) . Дом окружали «службы» - стайки, хлева, навесы от дождя для работы летом.
Окна крестьянских изб первоначально, в XVII в., были небольшими. Для выхода дыма от печей «по-черному» применялись «волоковые» окна - небольшие окна без рам, вырезанные в одном-двух смежных бревнах, закрывавшиеся задвижной доской («окна заволакивались»). Но довольно быстро сибиряки стали строить дома с «колодными» окнами, в которые вставляли рамы.
В XVII-XVIII вв. для окон использовали слюду, брюшину животных или холст, пропитанный жиром или смолой-«живицей». Если в Европейской России вплоть до XX в. окна были небольшими, то в Сибири повсеместно уже с XVIII в. отмечаются большие окна, а их количество в доме доходит до 8-12 При этом простенки между окон были значительно уже, чем сами окна. Все исследователи отмечали повышенную «любовь сибиряка к солнцу, к свету». Многочисленные окна - яркая особенность домов сибиряков - ангарцев.
В XIX в. по Сибири быстро стало распространяться стекло. Оно было доступно практически всем крестьянам: достаток позволял его приобрести. Но и тогда отмечалось, что старожилы на зиму вынимают «остекленные рамы, а взамен вставляют рамы с брюшиной или холстом», делая это «для предохранения от намерзания льда и во избежание мокроты». Встречались и рамы с двойными стеклами, но чаще - двойные рамы в окнах. Оконные рамы отличались изяществом работы. На зимних оконных рамах часто изготавливали специальные желобки для сбора талой воды. С середины XIX в. широкое распространение приобрели рамы с отворяющимися в летнее время створками.
Наряду с одиночными окнами при строительстве дома у зажиточных крестьян широко применялись сдвоенные, расположенные рядом окна («итальянские»).
Снаружи окна обрамлялись массивными наличниками. На них навешивали на шарнирах ставни, которые являлись важнейшим отличительным признаком сибирского дома. Первоначально они служили более для защиты окон от стрел и были массивными и одностворчатыми. Так, из записок А.К. Кузьмина узнаем, что «уничтожаются (в 1827 г.) и веревочки, привязанные к болтам ставней, чтобы можно было их отворять и затворять, не выходя из дома. Я прежде думал, что только одна сибирская лень сверлила и портила стены для пропуска веревок; но после уверился, что это остаток старины, защита при осаде, когда, не подвергаясь опасности, нельзя было выйти на улицу». Ставни служили и для украшения окон. «Окна без ставней, что человек без глаз», - говорил один из старожилов.
Наличники и ставни обильно украшались резьбой. Резьба была «пропильная», прорезная или накладная.. При накладной резьбе выпиленный узор набивался или наклеивался на основу. Дом украшали также резным карнизом, галереей с точеными «балясинами», балкончиками с резными перильцами, а на печную трубу сверху ставили ажурный металлический «дымник».

Интерьер жилища крестьянина
«Таких прекрасных, светлых, обширных изб, с такой изящной внутренней отделкой нигде в целой России нет. Бревна вытесаны и выструганы так гладко, пригнаны так хорошо, лес подобран так искусно, что в избе стены как бы сплошные, блестят и радужатся от перелива древесных струй» - писал о жилищах сибиряков декабрист И. Завалишин. И сам дом, и его внутреннее убранство служат лишним доказательством прочности и достатка хозяйства крестьян, рисуют совершенно иную, чем у великороссов, картину жизни сибирских старожилов.
Повседневная жизнь крестьян протекала в избе - передней половине дома, а парадная половина дома - горница - служила чаще для приема гостей, праздничных застолий. Особое место в избе отводилось русской печи - «кормилице» и хозяйственному центру дома. В конце XVIII в. начали исчезать печи «по-черному», но еще в течение длительного времени печи оставались «полубелыми», т.е. с трубой и заслонкой-задвижкой в верхней части трубы, на чердаке. Как и раньше, в начале XIX в. преобладали глинобитные печи. Печь ставилась справа или слева от входной двери. У печи было множество углублений — печурок -для хранения мелких предметов или посуды, щепы для растопки печи и пр. Под печью хранились ухваты, кочерга, метелка, деревянные лопаты для хлебов. Один-два раза в неделю печь обязательно подбеливалась.
Углы в избе носили названия: кутной и красный. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом и огораживалась загородкой из «тесниц» или матерчатой занавесью, и назывался «бабий кут» (кут - старинное название угла) или «середа» . Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Вдоль стены кути стоял ящик для посуды, «залавок». Наверху от печи тянулась широкая полка, также для посуды, - «грядка». У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом и ручная мельница. Почетное место в избе - «красный угол» находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими, хотя ангарцы особой религиозностью не отличались, больше надеялись на себя , а не на Бога. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Каждый гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился и низко кланялся образам, и только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы- молодоженов. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. На этом слайде изображена икона некогда находившаяся в Богучанском храме, разрушенного в 1931 году, ныне хранящаяся в краевом музее. На первый взгляд кажется, что она сделана из золота, но на самом деле она сделана из дерева и покрашена краской: левкас- смесь красок, замешанных на яичном желтке.
Мебели в избе было немного. Да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в .
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели и спали. Лавки отличались от скамьи тем, что намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу когда приходили гости.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем
больше достаток в семье, тем больше сундуков в избе. Делали их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то ей собирали приданное в отдельном сундуке. Вместе с этим сундуком она и переезжала в дом мужа.
Более семидесяти процентов предметов домашнего обихода было изготовлено из дерева. Бочки, ведра с деревянными обручами, тарелки, чашки и ложки, полозья для саней и колеса для телег, сохи и бороны из корней лиственницы.Из бересты изготавливались знаменитые ангарские туески, в которых, не прокисая, могло очень долго храниться молоко. Вдоль стен горницы были лавки, покрытые нарядными покрывалами, шкафы для праздничной посуды. В горницах стояли сундуки с праздничной одеждой и фабричными тканями. Сундуки были как собственной ручной работы, так и купленные на «ярманке», знаменитые сундуки из Западной Сибири «со звоном». Здесь же стоял резной деревянный диван ручной работы. В углу горницы во второй половине XIX в. стояла многоярусная полка, а в переднем углу или в центре комнаты - большой праздничный стол, часто круглой формы, с точеными ножками. Стол покрывался тканой «узорчатой» скатертью или ковром. На столе постоянно стояли самовар и набор фарфоровых чайных чашек.
В простенках окон висели зеркало, часы, иногда картины, «писанные красками». В начале XX в. на стенах сибирских домов появляются фотографии в застекленных рамках.
Стены горницы выстругивались особенно тщательно, углы закруглялись. И, по воспоминаниям старожилов, струганные стены даже натирались воском (вощились) для красоты и блеска. В конце XIXв. у зажиточных крестьян стены стали оклеивать бумажными обоями («шпалерами») или холстом, а мебель окрашивать синей или красной масляной краской.
Полы в избе и горнице многократно скоблились и мылись с «дресвой», прокаленным песком. Затем их застилали сшитым в единое полотно холстом, прибитым по краям мелкими гвоздями. Сверху на холст стелили в несколько слоев домотканые половики: они служили одновременно показателем достатка, зажиточности и благополучия в доме. У богатых крестьян на полу можно было встретить ковры.
Потолки в горнице настилали особенно аккуратно, покрывали резьбой или расписывали красками. Важнейшим духовно-нравственным элементом дома была «матица», потолочная балка. «Матица дом держит», - говорили сибиряки. На матицу в избе подвешивалась на гибкой жерди - «очепе» кроватка для младенца («изыбка», «люлька», «качка»).
Сибирский дом отличался чистотой, ухоженностью, порядком. Во многих местах, особенно у старообрядцев, дом раз в год мыли снаружи от фундамента до конька крыши.

Подворье
Необходимо отметить, что в сибирских условиях сформировался замкнутый по периметру тип подворья.(Приложение 26) Высокая степень индивидуализации жизни сформировала замкнутый мир семьи как «мини-общества», со своими традициями-правилами, своей собственностью и правом полного распоряжения результатами труда. Данный «мир» имел четко выраженные границы с крепкими высокими ограждениями Забор -по-сибирски «заплот» - представлял собой, чаще, всего, ряд столбов с выбранными вертикальными пазами, забранными толстыми плахам-тесницами или тонкими слегка протесанными бревнами. Огороды, пригоны для скота могли огораживаться изгородью из жердей.
В комплексе строений важнейшее место занимали главные, парадные ворота усадьбы. Будучи олицетворением благополучия и достатка на подворье, ворота часто были краше и аккуратнее дома. Основной тип ворот в Енисейской губернии - высокие, с двухстворчатыми полотнами для прохода людей и выезда конных экипажей. Ворота часто сверху крылись двухскатной крышей. Столбы ворот тщательно остругивались, иногда украшались резьбой. Полотна ворот могли быть из вертикальных тесин или забраны в «елочку». На столбе ворот обязательно крепилось кованое кольцо на металлической фигурной пластине-«жуковине». Ворота в скотский пригон или на «скотский двор» были ниже и проще.
Все подворье делилось на функциональные зоны: «чистый» двор, «скотский» двор, загоны, огород и др. Устройство дворов могло варьироваться в зависимости от природно-климатических условий региона Сибири, особенностей хозяйственной деятельности старожилов. Первоначально многие элементы усадьбы напоминали дворы Русского Севера, но впоследствии видоизменялись.
К XIX в. центром усадьбы становится «чистый» двор. Он чаще всего располагался с солнечной стороны дома, у парадных ворот. На этом дворе располагались дом, амбары, погреб, завозня и пр. На «скотском» (скотном) дворе размещались хлева, «стаи» для скота, конюшни, сенники и др. Сено могло храниться и на втором ярусе высокого навеса, на «повети», но чаще всего его наметывали на хлева и «стаи». Во многих районах сибирского края весь двор на зиму сверху крыли жердинами-слегами, опирающимися на вертикальные столбы с развилками, а сверху накрывали сеном и соломой. Таким образом, весь двор полностью был закрыт от непогоды. «Сено наметывают на сей помост, а других сенников не имеется», - писалось в одной из корреспонденции из Сибири.
Строения как «чистого», так и « скотского » дворов располагались чаще всего по периметру усадьбы, непрерывно друг за другом. Тыльные стены строений чередовались со звеньями заплота. В качестве строений подворья выступали и многочисленные кладовые, пристройки-прирубы к дому, «стаям», амбару, различные навесы для инвентаря, тесин и бревен и пр. Так, с тыльной стороны крестового дома прорубался вход-спуск в отдельное подполье-погребок под домом, служившее для хранения картофеля в летнее время. Рядом к дому прирубалось небольшое помещение для домашней птицы. Тепла от стены дома было достаточно, чтобы куры и гуси легко переносили любые морозы.
Амбары (по-сибирски - «анбары») были нескольких типов. Они могли ставиться на камни и иметь земляные завалины, или возвышались на небольших вертикальных столбах, с «продувом» снизу. Такие амбары отличались сухостью и защищенностью от мышей. Амбары были одно- и двухэтажные , с галереей вдоль второго яруса, но в любом случае для амбара характерна значительно выступающая часть крыши со стороны двери. Вход при этом всегда делался с боковой стороны амбара. Амбар служил помещением для хранения хлебных и фуражных припасов, а также посевного зерна.
Поэтому амбары рубились особенно тщательно, без малейших щелей, без утепления мхом. Особое внимание уделялось прочности и надежности крыши: ее часто делали двойной. Зерно хранилось в специальных отсеках (сусеках) специальной сибирской конструкции. В документах отмечается, что крестьяне могли годами «не видеть дна своих сусеков», так как урожаи были отменные и с расчетом на «запас» в неблагоприятный год. Здесь же в амбарах стояли лари для муки и круп, деревянные кадки, мешки с льносеменем, хранились выделанные кожи, холсты, запасная одежда и пр.
Практически на каждом подворье сибиряка стояла «летняя кутъ» (летняя кухня, «времянка») для приготовления пищи, нагрева большого количества воды и «пойла» для скота, варки «скотского хлебова» и пр.
У многих крестьян-старожилов на усадьбе стояло теплое специально рубленое помещение для столярно-ремесленных работ (столярная, сапожная, пимокатная или бондарная мастерская). Над погребом надстраивали небольшое помещение, погребницу.
Дом и амбар строили из качественного «кондового» леса, т.е. из смолистых, прямослойных, с плотной древесиной бревен. Хозяйственные и вспомогательные помещения могли возводиться и из «мендача», т.е. менее качественного леса. При этом «стаи», хлевы, конюшни были как рубленные «в угол», так и «набранные» из горизонтальных бревен в столбы с пазами. Многие исследователи отмечали, что в Сибири было принято повсеместное содержание скота на открытом воздухе, под навесом и за стенами-ограждениями со стороны господствующих ветров. На навес наметывалось сено, которое сбрасывалось прямо под ноги коровам. Ясли-кормушки появились на рубеже XIX-XX вв. под влиянием переселенцев. В средних и зажиточных хозяйствах не только помещения для скота, но и весь «скотский» двор застилался тесаными бревнами или плахами. Также застилали на «чистом» дворе плахами проходы-дорожки от ворот до крыльца дома и от дома до амбара.
Завершали вид крестьянского подворья поленницы дров, но рачительный хозяин строил для них специальный навес. Дров требовалось много, благо, лес вокруг. Заготавливали по 15-25 кубических метров, притом топором. Пила появилась в Сибири лишь в XIX в., а в ангарских деревнях - только во второй половине века, в 1860-70-е г.г. Дрова обязательно готовили «с запасом», на два-три года вперед.
Индивидуализация жизни и сознания сибиряка часто вызывала конфликты из-за занимаемой подворьями земли. Отмечались тяжбы по причине перестановки столба на территорию соседа или из-за крыши строения, выступающего на соседский двор.
Особое значение для сибиряка имела баня. Строили ее как срубную, так и в виде землянки. Примечательно, что в XVII-XVIII вв. баню-землянку считали более «паркой». Ее вырывали на берегу реки, затем обшивали «тесинами» и накатывали потолок из нетолстых бревен. Как землянки, так и срубные бани часто имели земляную крышу. Топились бани «по-черному». Складывали печь-каменку, а над ней вешали котел. Воду грели также раскаленными камнями, в бочках. Банная утварь считалась «нечистой» и в других случаях не употреблялась. Чаще всего бани выносили за деревню - к реке, озеру.
Таким образом, специфика строительства, строений подворья идеально соответствовала особенностям природы, хозяйства, всего уклада жизни сибиряков. Еще раз подчеркнем исключительный порядок, чистоту, ухоженность и достаток сибирских построек.

Лодка- илимка как средство связи с внешним миром
Перевоз грузов водным путем служил для ангарских крестьян подсобным промыслом. Дощатая крытая лодка - илимка, вмерзшая в лед. Лодка имеет острую приподнятую вверх носовую часть и менее заостренную корму, невысокие борта. Палуба обшита досками. Большую часть лодки занимает крытое деревянное помещение, служившее и жильем, и складским помещением. На боковой его части, ближе к носу, окно, слева, с торца - раскрытая дверь. Видна высокая мачта с веревками для паруса. Несколько человек объединялись в артель, брали подряд на перевозку грузов. Лодку нанимали или строили свою и доставляли товар по сибирским рекам. Шли под парусами по течению или тянули лодку бечевой против течения. Экипаж лодки доходил до 20 человек, артельщиками руководил лоцман. Водоизмещение некоторых лодок достигало до 800 пудов.

Заключение
Уклад народной жизни формировался столетиями. Крестьянское жилище с его нехитрой утварью было устроено просто и практично. Но даже самые обыденные вещи, сделанные с душой, умелыми руками, становились его украшением. Те немногие атрибуты деревенской жизни, собранные по крупицам по всей России и хранящиеся в музеях, стали для нас подлинными художественными ценностями. Не исключением является материальная культура богучанцев - ангарцев. Исследование подтверждает, что :
корни ангарцев тянутся к пришельцам с северных регионов России (основательность в устройстве жизни, преодоление суровых природных условий, тип построек);
Культура ангарцев самобытна: они не носили лаптей, не крыли крыши соломой, любили большие окна, заборы строили не из «тына», а из хорошо подобранных бревен, мостили дворы досками. Многое, что было в прошлом сохраняется и сегодня, это видно во многих постройках Богучан.
Хочется надеяться, что нынешние и последующие поколения сибиряков - ангарцев не утратят чувство красоты, практичности, какими обладали наши предки, ведь у людей, которые не знают своего прошлого, нет будущего.

Исследовательская работа Маркатюк Кристины. 2007г./ Руководитель проекта Парфенова Ф.И.

Кросна. Изготовление половичков. Кросна во всех крестьянских семьях существовали с незапамятных времен, но только в сибирских регионах домашнее ткачество "задержалось" до 21 века. Об этом читайте в статье Сергея Каверзина "Обыкновенное чудо. По секрету всему свету"