663431 с. Богучаны
ул. Октябрьская, 86
телефон: (8-39-162) 2-85-49
телефакс: (8–39-162) 2–85-49
E – mail: bog_biblioteka@mail.ru

МБУК Богучанская межпоселенческая
Центральная районная библиотека

1.Главная

2.О проекте

3.Обращение

4.Визитная карточка Центральной районной библиотеки

5.Район в целом

6.Географический обзор
Памятники природы
-камень у музея
-каменский утёс

7.Природные условия района

8.История района:
- освоение земель района
- динамика размещения населения
- археологическая карта реки Ангара
- хронология исторических событий
-историческое путешествие
-политические репрессии
- территории
-период Гражданской войны (1918-1920)
-дети войны
-воспоминания жителей района со страниц газеты"Ангарская правда"-история комсомола и пионерии -исторический кадр

9.Экономика района
-История организаций и учреждений

10.Гордость района:
- они приближали Победу
- автопробег "Поздравь ветерана с победой!"
-
фрагменты рукописи
Н.Д. Рожковой

- их подвиг трудовой
- история и судьбы
-они сражались в Афганистане

11.Образование района
- люди в профессии

12.Здравоохранение
- люди в профессии

13.Культура района:
-история и современность;
- учреждения культуры
- работники культуры;
-фестивали, конкурсы, -праздники;
- молодые таланты,
-творчество наших земляков

14.Жизнь и быт ангарцев:
-роль труда
- круглый год
-народные приметы
-досуг и праздники
-ангарские свадьбы
-одежда
- пища
-материальная культура-устное народное творчество
-ангарский говор

15.Средства массовой информации:
- ТРК "Спектр"
- газета "Ангарская правда"

16. Литературная жизнь района
-известные писатели - наши земляки
-юные дарования
-книги, вышедшие у наших земляков

17.Физкультура и спорт
-великолепная десятка спортсменов
-турнир по вольной борьбе на приз Главы района

18.Святые места
-Храм Петра и Павла

19. Библиография

 


 

Ангарские свадьбы

Свадьбы справляли по обычаям христианским, но жители деревень все же отличалась своим творчеством. Свадьбы были шумными, с разнаряженными в наборную сбрую лошадями, на которых разъезжали сопровождавшие молодых «дружки», «поезжаны» и просто гости с той и другой стороны. Четко установленного обряда свадеб не было, но были элементы, которых придерживались во всех деревнях. Свадьбе предшествовал обряд сватовства, или, как его называли на Ангаре, «рукобитье». В дом, к невесте приходили или ближние родственники жениха (но не родители), или крестные отец и мать. При согласии выдать невесту сваты обменивались крепкими рукопожатиями (отсюда и «рукобитье»). В этом случае выставлялись закуска, брага, вино; и сваты и родители невесты угощались, обмывали полученное согласие. Невесты готовились к рукобитью так, как артисты готовятся к выходу на сцену, репетировали с подругами плач и так входили в свою роль, что действительно плакали натурально во время продажи косы.

Успех на свадьбе зависел во многом от крестного и крестной. Они считались вторыми родителями. Первые родители брали на себя материальные затраты, вторые — художественную часть и все игры. Сценарий продумывался во всех подробностях. Возьмите, например, «продажу» косы невесты или ее воровство. Оба обряда связаны с выкупом, несмотря на то, что за невесту и без того давали солидное приданое. А делалось это так: брат жениха кладет деньги (серебро) на перевернутое лукошко, а брат невесты сдувает их. Куча денег растет до тех пор, пока, с ней уже не справляются.

Назначалось время свадьбы (обычно это было после прихода мужиков с охоты). Подбирались «поезжане», то есть те, кто должен был везти молодых к венцу, «дружки», что соответствует современным шаферам. К венцу невесту и жениха везли отдельно в сопровождении своих дружек. А после венца везли их уже вместе в расписной кошеве в сопровождении целого обоза кошевок с гостями. Иногда молодых обсыпали зерном, хмелем, но чаще просто встречали хлебом-солью. И начинался свадебный пир. На Ангаре: не было принято напоказ выставлять приданое невесты, как это было во многих местах.
После свадьбы молодой жене приходилось довольно трудно, так как семьи были большие и жены старших братьев старались возложить на молодуху побольше работы, так сказать, проверить ее на крепость и умение трудиться. Для бывшей невесты начинались будни, как и для всякой русской крестьянской женщины.