Освоение земель района
До прихода русских на территории района обитали племена эвенков (тунгусов), являвшиеся данниками бурятских князцов. Со второй половины XVII в. на господство над эвенками стали претендовать князцы тубинцев и енисейских кыргызов. Русские служилые люди и промысловики, действуя одновременно из Енисейского, Рыбинского, и Богучанского, Илимского и Братского острогов, сравнительно быстро привели улусных людей под «руку белого царя», объясачив их. Ясак, который должен был платить каждый взрослый охотник, исчислялся 10 соболями в казну и 1 «поминочным подарком» местным властям.
По ясачной реформе М. М. Сперанского эвенки вошли в разряд «бродячих инородцев» и управлялись родовыми старшинами. По X ревизии 1859 г. ясачные 1-го и 3-го Куркугирского рода кочевали по рр. Бедобе и Иркинеевой. Они собирались ежегодно весной в дд. Бедобской и Каменской на сугланы — общественно-административные собрания, где вносили ясак, уже деньгами, выбирали старост родовых управлений, разрешали споры и конфликты на судах — «в словесных расправах». Старосты, которых утверждал сам губернатор, формально имели полную власть над родовичами, но письменного делопроизводства не вели и должны были руководствоваться старыми обычаями. Такое широкое самоуправление обеспечивало возможности для поступательного развития инородческого населения. Родовая же знать постепенно втягивалась в новые социально-экономические отношения и вливалась в ряды местной формирующейся буржуазии.
Русские промысловики появились здесь в 20-е гг. XVII в. Их привлекали богатые пушные промыслы, а также возможность продвижения по Ангаре на восток до Байкала и далее до Тихого океана. В 30-е гг. XVII в. появляются одиночные избы и ясачные зимовья, наметившие основную сеть русских поселений в XVIII—XIX вв. В первые десятилетия XVIII в., когда угроза набегов кочевников миновала, часть русского населения сдвинулась на юг, а на их земли стали поступать переселенцы из старых приенисейских присудов. Общие масштабы русского заселения были незначительны, всего несколько сотен человек. Серьезным препятствием была политика центральной власти, запрещавшая занимать земли ясачных людей, с целью «бездоимочного», т. е. полного сбора ясачной пушнины. К концу XVII в., когда пушной промысел был сильно подорван перепромыслом соболя, местные власти стали даже поощрять переход русских и переводить их в поселения, расположенные вдоль водных путей, так как увеличение грузопотока по Ангаре требовало работников по обслуживанию судов. Новоселам из крестьян, ссыльных и даже беглым давали подмогу до 24 руб., ссуды и льготы. Довольно много было выходцев из Енисейска, принадлежавших к посадскому сословию (с 1775 г. — мещане) и купцам. В конце XVIII в. почти каждый мещанин, проживавший на территории района, имел фамилию, встречавшуюся среди жителей Енисейска.
В перечне населенных пунктов Енисейского уезда за 1735 г., приводимом историком Г. Ф. Миллером, на территории района, входившего тогда в присуды Тасеевского и Рыбинского острогов, значилось 7 селений, в том числе дд. Богучанская (в источнике Букучанская), Чадобская, Иркинеево, Гольтявинское, Мурская, она же Бузыканова, Проспихино, Богучанская хлебная заимка.
Буклет "История села Богучаны в фотографиях"
Сотрудники Богучанского краеведческого музея им.Д.М.Андона подготовили и выпустили сборник этнографических сведений Приангарской культуры "Сторожки традиций" (Метляева, В. Знать свои корни // Ангарская правда. - 2021.- № 51 (17 декабря). - с.1)