663431 с. Богучаны
ул. Октябрьская, 86
телефон: (8-39-162) 2-85-49
телефакс: (8–39-162) 2–85-49
E – mail: bog_biblioteka@mail.ru

МБУК Богучанская межпоселенческая
Центральная районная библиотека

1.Главная

2.О проекте

3.Обращение

4.Визитная карточка Центральной районной библиотеки

5.Район в целом

6.Географический обзор
Памятники природы
-камень у музея
-каменский утёс

7.Природные условия района

8.История района:
- освоение земель района
- динамика размещения населения
- археологическая карта реки Ангара
- хронология исторических событий
-историческое путешествие
-политические репрессии
- территории
-период Гражданской войны (1918-1920)
-дети войны
-воспоминания жителей района со страниц газеты"Ангарская правда"-история комсомола и пионерии -исторический кадр

9.Экономика района
-История организаций и учреждений

10.Гордость района:
- они приближали Победу
- автопробег "Поздравь ветерана с победой!"
-
фрагменты рукописи
Н.Д. Рожковой

- их подвиг трудовой
- история и судьбы
-они сражались в Афганистане

11.Образование района
- люди в профессии

12.Здравоохранение
- люди в профессии

13.Культура района:
-история и современность;
- учреждения культуры
- работники культуры;
-фестивали, конкурсы, -праздники;
- молодые таланты,
-творчество наших земляков

14.Жизнь и быт ангарцев:
-роль труда
- круглый год
-народные приметы
-досуг и праздники
-ангарские свадьбы
-одежда
- пища
-материальная культура-устное народное творчество
-ангарский говор

15.Средства массовой информации:
- ТРК "Спектр"
- газета "Ангарская правда"

16. Литературная жизнь района
-известные писатели - наши земляки
-юные дарования
-книги, вышедшие у наших земляков

17.Физкультура и спорт
-великолепная десятка спортсменов
-турнир по вольной борьбе на приз Главы района

18.Святые места
-Храм Петра и Павла

19. Библиография



 

История района

Освоение земель района


До прихода русских на территории района обитали племена эвенков (тунгусов), являвшиеся данниками бурятских князцов. Со второй половины XVII в. на господство над эвенками стали претендовать князцы тубинцев и енисейских кыргызов. Русские служилые люди и промысловики, действуя одновременно из Енисейского, Рыбинского, и Богучанского, Илимского и Братского острогов, сравнительно быстро привели улусных людей под «руку белого царя», объясачив их. Ясак, который должен был платить каждый взрослый охотник, исчислялся 10 соболями в казну и 1 «поминочным подарком» местным властям.

По ясачной реформе М. М. Сперанского эвенки вошли в разряд «бродячих инородцев» и управлялись родовыми старшинами. По X ревизии 1859 г. ясачные 1-го и 3-го Куркугирского рода кочевали по рр. Бедобе и Иркинеевой. Они собирались ежегодно весной в дд. Бедобской и Каменской на сугланы — общественно-административные собрания, где вносили ясак, уже деньгами, выбирали старост родовых управлений, разрешали споры и конфликты на судах — «в словесных расправах». Старосты, которых утверждал сам губернатор, формально имели полную власть над родовичами, но письменного делопроизводства не вели и должны были руководствоваться старыми обычаями. Такое широкое самоуправление обеспечивало возможности для поступательного развития инородческого населения. Родовая же знать постепенно втягивалась в новые социально-экономические отношения и вливалась в ряды местной формирующейся буржуазии.

Русские промысловики появились здесь в 20-е гг. XVII в. Их привлекали богатые пушные промыслы, а также возможность продвижения по Ангаре на восток до Байкала и далее до Тихого океана. В 30-е гг. XVII в. появляются одиночные избы и ясачные зимовья, наметившие основную сеть русских поселений в XVIII—XIX вв. В первые десятилетия XVIII в., когда угроза набегов кочевников миновала, часть русского населения сдвинулась на юг, а на их земли стали поступать переселенцы из старых приенисейских присудов. Общие масштабы русского заселения были незначительны, всего несколько сотен человек. Серьезным препятствием была политика центральной власти, запрещавшая занимать земли ясачных людей, с целью «бездоимочного», т. е. полного сбора ясачной пушнины. К концу XVII в., когда пушной промысел был сильно подорван перепромыслом соболя, местные власти стали даже поощрять переход русских и переводить их в поселения, расположенные вдоль водных путей, так как увеличение грузопотока по Ангаре требовало работников по обслуживанию судов. Новоселам из крестьян, ссыльных и даже беглым давали подмогу до 24 руб., ссуды и льготы. Довольно много было выходцев из Енисейска, принадлежавших к посадскому сословию (с 1775 г. — мещане) и купцам. В конце XVIII в. почти каждый мещанин, проживавший на территории района, имел фамилию, встречавшуюся среди жителей Енисейска.
В перечне населенных пунктов Енисейского уезда за 1735 г., приводимом историком Г. Ф. Миллером, на территории района, входившего тогда в присуды Тасеевского и Рыбинского острогов, значилось 7 селений, в том числе дд. Богучанская (в источнике Букучанская), Чадобская, Иркинеево, Гольтявинское, Мурская, она же Бузыканова, Проспихино, Богучанская хлебная заимка.

Буклет "История села Богучаны в фотографиях"

Сотрудники Богучанского краеведческого музея им.Д.М.Андона подготовили и выпустили сборник этнографических сведений Приангарской культуры "Сторожки традиций" (Метляева, В. Знать свои корни // Ангарская правда. - 2021.- № 51 (17 декабря). - с.1)