Жизнь и быт ангарцев
Роль труда в жизни ангарцев
На первом месте в системе ценностей стоял труд человека. В крестьянской семье с раннего детства воспитывали трудолюбие. Оценка трудолюбия подкреплялась оценкой состояния подворья, дома, пашни, запасливости и бережливости. Мотовство и расточительность осуждались. Детям постоянно внушали: "Пить до дна - не видать добра", "Не вздумай вино пить и табачище курить".
Бесчестьем считалось покушение на чужую собственность. "Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели". Честность и уважение к собственности - вот черты, присущие сибиряку. А вот к переселенцам, ссыльным относились с недоверием, говорили при этом: "Поселенец, что младенец, - на что взглянет, то и стянет". Особо ценилось гостеприимство и радушие, щедрость и почитание гостя. Нормами "гостевания" было следующее: о гостьбе договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, что свидетельствует о просчитанности и упорядоченности жизни во времени.
Существовал определенный церемониал приема гостей. Особо почетных гостей встречали на улице, перед воротами или у крыльца. Было принято, чтобы гости приходили с "гостинцами" детям.
Деньги в долг всегда давали под честное слово. В случае обмана веры человеку больше не было. "Изверишся в рубле, не поверишь и в игре", - говорили по такому случаю. Индивидуализм и практичность старожилов предопределили отношения, построенные на видимости купли - продажи. Сохранилось поверье, что за любую вещь, принесенную в дар, необходимо символически рассчитываться "копеечкой".
Стремление выжить заставляло ангарцев постоянно трудиться и экономить время. Стремление сделать быстро отражалось даже в лексиконе. В речи ангарца почти не употреблялось слово "сходить", его заменял глагол "сбегать". "Сбегаю к соседу", "сбегать по воду", "сбегать на охоту". Или: "ты, паря, откуль бежишь?" - "да на покос бегал, остожье упало. Поправил, да вот домой бегу". А покос километров за пять, и "бегущий" еле переставляет ноги от усталости. Но все-таки не идет, не ползет, а бежит. Все делать быстро заставляла сама природа. Все надо было сделать в срок: вспахать землю, посеять хлеб, траву скосить и заготовить сено, убрать урожай, сделать припасы на зиму.
Основное, что ценилось как у мужчины, так и у женщины — это умение и желание работать. Понятия отдых, как мы это сейчас понимаем, то есть ничего не делать, в жизни ангарца не существовало. Смена работы уже была отдыхом. Несколько примеров. «Девки, гребь еще не подошла, бегите, отдохните, поберите ягод» - это на покосе. В лодке: «Ты, паря, поди грести-то пристал? Бери-ка бечеву, пробеги маленько бечевой». И таких примеров можно набрать много.
Работа — основа благополучия ангарского крестьянина — всю его жизнь была на первом плане. Выработалась какая-то своеобразная философия в отношении работы. Когда одного восьмидесятилетнего старика спросили уже в наши дни: «Дедушка, почему ты не сидишь на пенсии, а все работаешь и работаешь? И сено косишь, и рыбачишь, и дрова колешь, нанял бы кого, а сам бы отдохнул». Ответ был весьма оригинальным: «Так ведь пока сила есть, надо работать. Да и пожить еще хочется, посмотреть, что будет дальше. А если работать не будешь, то скоро на тот свет уберешься». И эта философия, в основу которой была положена работа, позволяла ангарцам жить долго.