663431 с. Богучаны
ул. Октябрьская, 86
телефон: (8-39-162) 2-85-49
телефакс: (8–39-162) 2–85-49
E – mail: bog_biblioteka@mail.ru

МБУК Богучанская межпоселенческая
Центральная районная библиотека

1.Главная

2.О проекте

3.Обращение

4.Визитная карточка Центральной районной библиотеки

5.Район в целом

6.Географический обзор
Памятники природы
-камень у музея
-каменский утёс

7.Природные условия района

8.История района:
- освоение земель района
- динамика размещения населения
- археологическая карта реки Ангара
- хронология исторических событий
-историческое путешествие
-политические репрессии
- территории
-период Гражданской войны (1918-1920)
-дети войны
-воспоминания жителей района со страниц газеты"Ангарская правда"-история комсомола и пионерии -исторический кадр

9.Экономика района
-История организаций и учреждений

10.Гордость района:
- они приближали Победу
- автопробег "Поздравь ветерана с победой!"
-
фрагменты рукописи
Н.Д. Рожковой

- их подвиг трудовой
- история и судьбы
-они сражались в Афганистане

11.Образование района
- люди в профессии

12.Здравоохранение
- люди в профессии

13.Культура района:
-история и современность;
- учреждения культуры
- работники культуры;
-фестивали, конкурсы, -праздники;
- молодые таланты,
-творчество наших земляков

14.Жизнь и быт ангарцев:
-роль труда
- круглый год
-народные приметы
-досуг и праздники
-ангарские свадьбы
-одежда
- пища
-материальная культура-устное народное творчество
-ангарский говор

15.Средства массовой информации:
- ТРК "Спектр"
- газета "Ангарская правда"

16. Литературная жизнь района
-известные писатели - наши земляки
-юные дарования
-книги, вышедшие у наших земляков

17.Физкультура и спорт
-великолепная десятка спортсменов
-турнир по вольной борьбе на приз Главы района

18.Святые места
-Храм Петра и Павла

19. Библиография


 

Одежда ангарцев

Одежда ангарского крестьянина мало чем отличалась от одежды крестьян северо-западных областей России. В летнее время на мужчинах были порты (штаны) с большой мотней, то есть зад штанов висел чуть не до колен (это было необходимо для того, чтобы при работе тело проветривалось). Рубаха тоже свободная, не заправленная в порты. Штаны подпоясывались опояской, это был или сыромятный ремешок, или плетеный шнурок, на него подвешивался нож, который был всегда под рукой: где-то подстрогать, подрезать, заострить. Хороший нож стоил дорого и очень ценился.
На ногах носили обувь, присущую только сибирякам: чирки или бродни. Мужчины носили чирки с «опушнями» — своего рода обмотками, доходившими до половины икр, бродни - те же чирки, только с кожаными голенищами.
Зимой носили сшитые из выделанных шкур оленя и сохатого бакари, лакомеи, дышики. Бакари шились большого размера, под них можно было надевать чулки, сделанные из оленьего меха. По поводу бакарей у ангарцев было выражение: «Весь худой до бакаря», то есть никуда не годен с ног до головы. Лакомеи и дышики — это разновидность эвенкийских унтов. Зимой мужики надевали зипуны, а в сильные морозы в случае далеких поездок — дохи, сшитые из собачьего, медвежьего меха. В праздники надевали рубаху навыпуск, подпоясанную плетеным с кистями поясом и что-то типа пиджака с лацканами обязательно другого цвета. Женщины носили длинные до пола юбки и кофты или сарафаны, причем верхний край сарафана был выше груди и держался, на лямках. Модницы отделывали кофты и сарафаны различно рода прошвами, воланами и другими украшениями, что придавало одежде нарядный и кокетливый вид. С появлением фабричных, или, как говорили на Ангаре, «базарных» тканей, одежда, особенно у женщин, стала более разнообразной и яркой. Праздничная одежда хранилась очень аккуратно и часто переходила из поколения в поколение. И часто на свадьбу девушки надевали наряды бабушек. В морозы женщины носили шобуры (разновидность мужского зипуна), а под него надевали «душегрею» - меховую жилетку.
До тридцатых годов ХХ века женщины не носили ни рейтузов, ни лифчиков. Сейчас это кажется странным, так как морозы на Ангаре были достаточно сильными. Но дело в том, что женщинам не надо было ни лазить по снегу, ни возить ни дрова, ни сено — все это делали мужчины. А во-вторых, несколько нижних, или, как их называли, «исподних», юбок хорошо сохраняли тепло. Естественно, такой туалет вырабатывал плавные и аккуратные движения у женщин и девушек, дисциплинировал поведение. Штаны появились тогда, когда женщина была уравнена в правах с мужчиной и стала выполнять те же работы, что и мужики, особенно на лесозаготовках, при выполнении «трудовой повинности».