663431 с. Богучаны
ул. Октябрьская, 86
телефон: (8-39-162) 2-85-49
телефакс: (8–39-162) 2–85-49
E – mail: bog_biblioteka@mail.ru

МБУК Богучанская межпоселенческая
Центральная районная библиотека

1.Главная

2.О проекте

3.Обращение

4.Визитная карточка Центральной районной библиотеки

5.Район в целом

6.Географический обзор
Памятники природы
-камень у музея
-каменский утёс

7.Природные условия района

8.История района:
- освоение земель района
- динамика размещения населения
- археологическая карта реки Ангара
- хронология исторических событий
-историческое путешествие
-политические репрессии
- территории
-период Гражданской войны (1918-1920)
-дети войны
-воспоминания жителей района со страниц газеты"Ангарская правда"-история комсомола и пионерии -исторический кадр

9.Экономика района
-История организаций и учреждений

10.Гордость района:
- они приближали Победу
- автопробег "Поздравь ветерана с победой!"
-
фрагменты рукописи
Н.Д. Рожковой

- их подвиг трудовой
- история и судьбы
-они сражались в Афганистане

11.Образование района
- люди в профессии

12.Здравоохранение
- люди в профессии

13.Культура района:
-история и современность;
- учреждения культуры
- работники культуры;
-фестивали, конкурсы, -праздники;
- молодые таланты,
-творчество наших земляков

14.Жизнь и быт ангарцев:
-роль труда
- круглый год
-народные приметы
-досуг и праздники
-ангарские свадьбы
-одежда
- пища
-материальная культура-устное народное творчество
-ангарский говор

15.Средства массовой информации:
- ТРК "Спектр"
- газета "Ангарская правда"

16. Литературная жизнь района
-известные писатели - наши земляки
-юные дарования
-книги, вышедшие у наших земляков

17.Физкультура и спорт
-великолепная десятка спортсменов
-турнир по вольной борьбе на приз Главы района

18.Святые места
-Храм Петра и Павла

19. Библиография

 


 

Пища ангарцев

Чем же питался ангарец в те времена? Пища была довольно разнообразной, но неприхотливой и без излишних кулинарных изобретений. Широко использовались молочные продукты, и, хотя молоко в чистом виде употреблялось меньше, много было простокваши, творога, сметаны. Масло сбивалось на самодельных маслобойках, отличалось высокими вкусовыми качествами и имело неповторимый аромат. Растительное масло в основном делалось из семени конопли. Ароматное, оно употреблялось для приправы различного рода каш и других блюд, особенно в постные дни. Ангарец употреблял много мяса в вареном, жареном и тушеном виде. Особенно были популярны щи с мясом, или, как их называли на Ангаре, «шти». Делались и пельмени, до появления мясорубок мясо мелко рубилось сечкой в деревянном корытце. Было, в основном мясо диких животных - сохатого, оленя, конечно же, была и «убоина», то есть говядина. Свинина стала появляться только в середине XIX века. Было много птицы, но употреблялась только дичь: рябчики, глухари, тетерева, или, как их называли на Ангаре, «пальники».

Куры в пищу употреблялись редко, их мясо считалось нечистым. Богатейшая в те времена рыбными запасами Ангара обеспечивала жителей самой деликатесной - рыбой — стерлядью, осетром, тайменем, и порой щуку не считали за рыбу. Зимой ловили много налима, который ценился из-за своей печенки — максы. В Приангарье, как, впрочем, во всей Сибири, в зимнее время было развито сыроеденье. Это было связано с тем, что подсознательно ангарцы в длинные суровые зимы предохраняли себя от авитаминоза. Но «сырком» употреблялось только мясо диких животных. Кладовой витаминов были сохатиная печень, а из рыб - налим и его макса.
Из напитков был популярен квас, который готовили из ржаных квасников. Он получался ароматным, с острым освежающим вкусом. До сих пор кое-где в деревнях сохранился его рецепт. Пили настои трав, заваривали чай из смородины, брусничника. Но когда на Ангару стал завозиться чай, то он стал излюбленным напитком ангарцев. Чаепитие стало целым ритуалом. Чай пили, разводя молоком, а если был сахар, то с сахаром и обязательно вприкуску. Иногда две старушки могли выпить полуведерный самовар. Чай заваривался солидной крепости, наливался в чашку, разводился кипятком, добавлялось молоко. Из чашки напиток наливался в блюдце, которое держали на расставленных пяти пальцах. Закончив чаепитие, кружку переворачивали вверх дном, а на донышко клали недогрызенный кусочек сахара. Весь сахар сгрызть было неприлично, этого требовал этикет. Алкоголя ангарский крестьянин употреблял очень мало и только по особым случаям: по праздникам, в дни рождения и по другим каким-то выдающимся случаям. Основным алкогольным напитком была брага, которая настаивалась на различных ягодах. Брага, как и квас, была пенной и обладала приятным вкусом. И сейчас некоторые старые люди умеют делать этот напиток. Самогон появился только в конце XIX века, но особой популярностью не пользовался. О человеке, который пил самогон, говорили: «Что это за человек, раз он самогонишко пьет». Употребление алкоголя сдерживалось тем, что употребляющий алкоголь в больших количествах, то есть пьяница, не смог бы прожить в этих трудных условиях, когда, чтобы прожить, все время надо было трудиться.
В праздники все хозяйки стремились блеснуть своим кулинарным искусством, а оно в основном выражалось в стряпанье различного рода шанег, блинов и пирогов, которых было великое разнообразие: пироги с вязигой (вязига — спинная хорда осетровых рыб), пироги из стерляди, из налима или налимьей максы (печени), с грибами, ягодами, с другими начинками, которые придумывали хозяйки. Естественно, в будни и пища была менее разнообразной, особенно в пост, который неуклонно соблюдался всеми ангарцами.
За столом соблюдался определенный порядок. Как правило, вся семья садилась за большой стол на деревянные скамейки-лавки. Хлеб, нарезанный большой горкой, лежал посередине, ставилось несколько чашек с едой, из которых ели по очереди. У каждого стояла кружка с чаем или молоком. За столом старались не разговаривать, ели, как правило, молча, если кто-то из младших членов семьи начинал шалить, то от главы семьи мог получить звонкий удар деревянной ложкой по лбу — инцидент был обычно исчерпан.