1.Главная
2.О проекте
3.Обращение
4.Визитная карточка Центральной районной библиотеки
5.Район в целом
6.Географический обзор
Памятники природы
-камень у музея
-каменский утёс
7.Природные условия района
8.История района:
- освоение земель района
- динамика размещения населения
- археологическая карта реки Ангара
- хронология исторических событий
-историческое путешествие
-политические репрессии
- территории
-период Гражданской войны (1918-1920)
-дети войны
-воспоминания жителей района со страниц газеты"Ангарская правда"-история комсомола и пионерии -исторический кадр
9.Экономика района
-История организаций и учреждений
10.Гордость района:
- они приближали Победу
- автопробег "Поздравь ветерана с победой!"
- фрагменты рукописи
Н.Д. Рожковой
- их подвиг трудовой
- история и судьбы
-они сражались в Афганистане
11.Образование района
- люди в профессии
12.Здравоохранение
- люди в профессии
13.Культура района:
-история и современность;
- учреждения культуры
- работники культуры;
-фестивали, конкурсы, -праздники;
- молодые таланты,
-творчество наших земляков
14.Жизнь и быт ангарцев:
-роль труда
- круглый год
-народные приметы
-досуг и праздники
-ангарские свадьбы
-одежда
- пища
-материальная культура-устное народное творчество
-ангарский говор
15.Средства массовой информации:
- ТРК "Спектр"
- газета "Ангарская правда"
16. Литературная жизнь района
-известные писатели - наши земляки
-юные дарования
-книги, вышедшие у наших земляков
17.Физкультура и спорт
-великолепная десятка спортсменов
-турнир по вольной борьбе на приз Главы района
18.Святые места
-Храм Петра и Павла
19. Библиография
|
Круглый год: земледельческие работы и хозяйственные заботы
Когда-то на Руси все начиналось с весны, даже Новый год начинался весной. Годовой цикл крестьянина тоже начинался с весны и до следующей весны. Наверное, отсюда и пошло выражение "круглый год".
Как только в лесу появлялись первые проталины, начиналась и первая весенняя работа - заготовка дров. Мужики и подростки шли в ближайший лес на заготовку топлива, которого в наших условиях требовалось огромное количество. Это был колоссальный труд, ведь только в конце ХIV века на Ангаре появилась пила. В эту же пору женщины начинали "белить" холсты. Сотканные за долгие зимние вечера холстяные полотнища, или, как их называли, "стены", простирывали в золе и расстилали на реке на лед, чтобы весеннее солнышко окончательно отбелило их. Женщины обычно ревниво оценивали разостланные холсты, ведь чей холст тоньше - та и ткачиха "мастеровее". А от качества холста
зависело и качество "лопоти", т.е. одежды.
Наколотые дрова укладывались в поленницы и начиналась заготовка к главному событию весны - севу. Мужики проверяли сохи, бороны, упряжь, усиленно подкармливали притощавших за зиму лошадей сеном и овсом.
После троицы приближалась пора сенокоса. Надо было вычистить и выжечь покосы, привести в порядок необходимый инвентарь - косы, грабли, приготовить остожья для хранения сена. До начала ХIХ века на Ангаре косили "горбушами" - тяжелый инструмент, с короткой ручкой и рубить траву им было не очень удобно и трудно. И только в начале ХIХ века появилась коса - "литовка" в том виде, которую мы имеем сейчас. Сена заготавливалось много, так как каждое хозяйство держало много скота, по нескольку лошадей и коров. В нашем районе почти не было заливных лугов, где бы косили сено. Обычно это были острова и удаленные от деревень покосы в тайге, поэтому сенокос был довольно продолжительным и трудоемким делом.
Большое количество скота в изобилии обеспечивало крестьянскую семью добротными и высококачественными продуктами:
- У нас ране-то кадушки масла стояли в кладовой. В пост молочное есть нельзя, маманька пошлет в кладовку, так пальцем-то зацепишь с горшка сметаны либо масла. Трудно постовать было: еды много всякой (с. Богучаны).
Часть производимой крестьянами продукции использовалась в семье, другая шла на продажу. Конечно, содержать большое количество скота могли люди работящие и физически здоровые. Ведь необходимо было заготовить огромное количество сена, а для лошадей еще и овса. Благо еще, что в Сибири земли было много, не ленись только расчищать тайгу под поля и покосы. Обычно у каждой семьи покосные деляны находились далеко от дома, так как прилегающие к деревне равнины были заняты полями с пшеницей, рожью и другими культурами.
По народному календарю покос начинался сразу после Петрова дня (29 июня по старому стилю, 12 июля — по новому):
С Петрова дня начинали косить. Две недели жили на поле, а к Ильину дню приезжали к празднику в баню (с. Пинчуга Богучанского района).
- Петров день - начин сенокоса. Сёдня гуляют, а завтра все по Чадобцу на покос, лодка за лодкой, бечевой по камням. У нас до покоса 12 порогов было (с. Заледеево Богучанского района).
Выезжали на дальние покосы, крестьяне жили там вплоть до окончания работ, а завершить уборку сена старались к Ильиню дню (2 августа по новому стилю). Эти три недели крестьяне жили на покосах почти безвыездно, лишь изредка отправляя в деревню кого-либо за продуктами. В напряженной покосной страде отдых был очень редким, но все же существовали особые дни, когда крестьяне остерегались работать. В Приангарье это был день Кирики Улиты (12 июля по старому стилю). По общепризнанному мнению, в эти дни работать было совершенно бесполезно, так как собранное сено уничтожалось непогодой и сами работники при этом могли пострадать:
- Кирика Улита сильно вредная. Мы поехали на дальний покос. Там сено по дороге высохло. Тятя говорит: «Не ходи, не греби!» Я сгреб: жалко сена было. А на другой день смотрю: все 10 копен сгорело (д. Каменка Богучанского района).
- Кирика-матушка — пакосливая. Очень опасный этот день. У нас раньше-то всегда с покосов выезжали в баню. А в колхозе в этот день работали. Вот в Пинчуге было. Пинчугские-то в Кирику сидели, обедали. Вдруг откуль ни возьмись, молния, гром. Сразу убило четырех (с. Пинчуга Богучанского района).
С дальних покосов сено можно было вывезти лишь зимой, по санному пути. Поэтому крестьяне старались иметь хоть небольшие покосные делянки недалеко от деревни. Существовал и другой способ прокорма домашних животных. До вывоза сена коней и коров перегоняли на заимку, где и был запасен корм и где со скотиной жил кто-либо из домочадцев. Пожилые женщины рассказывают, как в юности им приходилось жить по полтора-два месяца вдали от деревни на заимке «на жеребых кобылах» или с коровами.
У старожилов-сибиряков был накоплен богатый опыт, облегчающий домашнее скотоводство. Так, весной, после окончания посевных работ,жители края отпускали лошадей на свободный выпас. В Причулымье их переправляли на острова, где они паслись до покоса или более поздних сроков. Так же поступали в Приангарье либо отпускали табун лошадей в тайгу. Если у стада хороший вожак, то лошадям были не страшны лесные хищники и они находились в лесу до появления сильного гнуса. А затем комары и оводы выгоняли животных домой. Помимо накопленного практического опыта, у крестьян в XIX-XX вв. существовал цикл обрядов, направленных на достижение благополучия в скотоводстве. В этих обрядах переплетаются реальные наблюдения над животными с магическими верованиями, оберегами, запретами. Обрядовые действия исполнялись в определенные сроки. В годовом цикле забота о благополучии скота видна уже в святочных обходах домов. Многие святочные колядки должны были с помощью магии слова обеспечить хороший приплод скота и его здоровье:
- Поздравляем с Новым годом,
Со скотом — животом,
Со пшеницей и овсом.
Чтоб скотинушка водилась,
Чтоб коровушка телилась,
Поросята водились,
Курочки плодились...
Кроме того, скотоводческим обрядам был посвящен ряд дней с конца зимы и до начала лета. Одни из них известны всем жителям края, другие отмечались новопоселенцами. Так, в некоторых деревнях отмечали день Агафьи-коровницы (5 февраля по старому стилю) и Онисима-овчарника (15 февраля по старому стилю). По поверью святая Агафья способствовала благополучному отелу коров, а Онисим охранял от волков овец в овчарнях.
В народной культуре существовали и дни, имеющие общерегиональное распространение. Таким был день святого Власия (11 февраля по старому стилю), которого в народе почитали как покровителя скота. Исследователи считают, что этот христианский святой унаследовал функции языческого бога Волоса-Велеса, покровителя скота и богатства. Местами он только почитается за покровителя домашнего скота, но не празднуется, причем Власия смешивают с именем святого Васса. Когда отелится корова или оягнится овца, их окуривают «богородцкой» травой и приговаривают: «Святый Власей (или Васса), дай здоровица теленочку» .. .или «дай здоровица ягненочку». Это делают обычно хозяйки. Выпуская в первый раз скотину в поле, крестьяне приговаривают: «Угодник Божей Власей! Не оставь скотинку в пути и в дороге, итить безо всякого припятствия. Ключ и замок — крепкие слова». Был день Власа. Его считали покровителем скота.
После обрядового выгона многие крестьяне продолжали держать скот дома до появления зелени:
-Скотину на поле выгоняли гулять. А кормили дома (с. Гольтявино Богучанского района).
В нашем крае в Егорьев день скотину на поле выгоняли в основном позднепоселенцы. Видимо, крестьяне, приехавшие в начале XX в. из Белоруссии, Украины и центральных губерний России, не забыли древнего обряда и исполняли его вопреки сибирским природным условиям.
—Во время первого выгона коров тихонько хлестали веточкой вербы, принесенной из лесу к вербному воскресенью. В вербное воскресенье ветки святили в церкви, приносили домой и оставляли несколько веточек за иконой до Егорьева дня:
— Выгоняю и говорю: «Иди по божьей земле, чтобы ничего не случилось» (с. Заледеево Богучанского района).
- Со двора скотину выгоняли не только с присловьями, но нередко сопровождали выгон обходами дома и подворья. При обходе участники обряда как бы создавали вокруг дома невидимый магический круг, внутри которого должно было сохраниться здоровье и благополучие и сквозь который не могли проникнуть злые силы и недобрые помыслы. Магический круг обладал и продленной защитной способностью. Заключенный в него скот должен был обрести недосягаемость для хищных зверей и вне дома.
По народным представлениям, хлеб обладает защитной силой, способен обеспечить плодородие, здоровье, сохранность скота. Вместо испеченного хлеба в обрядах сибирских белорусов иногда использовались колосья ржи.
В народном сознании по воздействию защитная сила хлеба приравнивалась к христианской святыне-иконе. Поэтому обход скота нередко совершали с иконой.
— Вставали в Егорьев день до солнышка и кормили скот. Чтоб не терялся, его в этот день выгоняли через веревочку. На веревочку вязали узлов и клали ее на землю перед хлевом. В ковшик наливали воды.
- Куриное крыло макали в воду и кропили крест-накрест скот. Весь скот: и крупный, и мелкий - обязательно прогонят через веревочку (с. Заледеево Богучанского района).
В начале века А. Макаренко записал в Приангарье заговор, сопутствующий первому выгону скотины, и сопроводил его следующими комментариями:
- Не доверяя одним заботам Егорья о своей скотинушке, хозяйки, перед тем как выпустить в первый раз в поле лошадь, корову, телку, овцу, непременно покормят ее «кусочками с солью» из своего подола, приговаривая: «Как сажица от цела не отходит, так и от меня, рабы Божьей, Буренушка (или лошадушка), не отходи!».
Несколько подобных заговоров красноярским ученым удалось записать от жителей Приангарья спустя почти 100 лет после А. Макаренко. Одни из них направлены на то, чтобы скотина возвращалась домой:
- Выгоняя первый раз весной на пастбище, скотину надо покормить из фартука или с заслонки три раза, приговаривая такие слова:
«Как фартук не отходит от хозяйки, так и ты, моленая скотинушка, не отходи от меня. Как заслонка не отходит от печи, так и ты, моленая скотинушка, не отходи от дома». Другие заговоры призваны защитить от хищных животных:
- Когда выгоняли скот на луга, говорили: «Скотина моя, иди, тебе чистая дорога, а медведю — пень да колода» (с. Карабула Богучанского района).
В крупных селах, где были церкви, в Егорьев день совершались крестные ходы и молебны в честь первого выгона скота:
- В этот день в селениях, где есть церкви, «правят» молебны «миром», «обчеством» на площадях или полях. И частные, у отдельных домохозяев — по скотным дворам (Ангара).
- В Егорьев день гоняли весь скот к церкви. Загоняли в церковный двор, а батюшка святил скот, кропил святой водой, чтобы скот не болел и не умирал.
В селах, где в Егорьев день совершался выгон скотины, особое расположение выказывалось пастуху. В ряде регионов Европейской России и Русского Севера пастух воспринимался крестьянами как фигура колдовская, «знаткой» человек, владеющий магическими приемами сохранения стада. В Енисейской губернии подобное восприятие пастуха не зафиксировано, но в большинстве новопоселенческих сел пастуха выбирали незадолго до Егорьева дня. Выгоняя скотину, пастуха одаривали обрядовой едой, в которой главное место занимали яйца и хлеб.
В старожильческих селах Приангарья сохранились рассказы о людях, которые с помощью магии обеспечивали сохранность стада:
- Скотину выгоняли в поле гулять. Как проталинки появятся — так гонят. У нас был старик, как обошел вокруг елани — медведь-то уж не идет. Тут чисто (с. Заледеево Богучанского района).
- В северных селах Енисейского уезда, у старожилов Причулымья, а также на территории современного Богучанского и Кежемского районов в Егорьев день первый выгон скота не устраивали. Но зато этот день отмечался как конский праздник. На лошадях в этот день не работали, их старались получше накормить и напоить, ухаживали за ними: чистили, подрезали гривы.
Как конский праздник этот день до сих пор знают в Приангарье, а также в селах Еловка Бирилюсского района, Бархатово Березовского района, в дд. Сухово, Караульная Тасеевского района и ряде других: Егорьев день — лошадиный праздник. В этот день оказывался большой почет лошадям. Их лучше кормили, поили (с. Говорково Богучанского района).
В отдельных селах этот день считали конским праздником лишь до обеда. Так было в с. Яркино Богучанского района:
— Егорий до обеда — лошадиный праздник. Запрягают коней только после обеда.
-Поскольку на иконе св. Георгий изображен на лошади, то лошадь воспринималась крестьянами как животное, посвященное данному святому. В некоторых деревнях лошадей в этот день называли по имени святого, т.е. совершался своеобразный обряд окликания:
— Егорьев день — 6 мая. Стало быть, коням праздник. Коню говорили: «Ох ты, Егорьев» (с. Пинчуга Богучанского района).
Фольклорно-этнографические материалы убеждают, что основные циклы животноводческих обрядов в Енисейской губернии были приурочены к периоду с февраля по конец апреля (по старому стилю). Нетрудно заметить, что это наиболее опасные для домашнего скота периоды. Один из них соответствует времени отела домашних животных, другой связан с переходом животных из «своего», т.е. домашнего, пространства, где скот был укрыт и от дурного глаза, и от хищного зверя, в пространство, открытое возможным негативным воздействиям. Однако кроме животноводческих обрядов, имеющих календарную приуроченность, были обрядовые действия, совершаемые вне определенных календарных сроков, исполняемые в соответствии с той или иной ситуацией.
По народным поверьям XIX-XX вв., благополучие скотины во многом зависело от расположения домового, подлинного «хозяина» дома. Особые действия совершались в тех случаях, когда скотину находили в хлеву в поту и в пене. Согласно представлениям, это означало, что «скотину мучил домовой»:
— Если теленок в поту (вредит дедушка-суседушка), надо у мужика от брюк отрезать опушку и завязать на шее у теленка (с. Пинчуга Богучанского района).
Чтобы обеспечить хорошее отношение домового к скотине, крестьяне должны были держать домашних животных определенной масти, а именно той, которая нравилась «хозяину», «суседке». Покупая новых животных, хозяева дома просили «дедушку-суседушку» заботиться о скотине. В сельских районах края этот обряд сохранился до нашего времени. Об этом свидетельствуют приведенные ниже заговоры. Все они были записаны в 70-80 гг. XX в.:
— Чтобы домовой не мучил скотину, то, когда ее заводят в хлев в первый раз, просят: «Дедушка-суседушка, возьми мою скотину, пои, корми, не утрать» (с. Иркинеево Богучанского района).
— Когда новую скотину приводят, в хлеву на выступ бревна кладут кусочек хлеба и говорят: «Дедушка-суседушка, возьми мою скотинушку, пои, корми, гладь, чтобы была божья благодать» (с. Богучаны).
— Когда корову покупаешь, надо умыться три раза на заре. Этой водой три раза напоить корову. Или мелко подстричь ногти, сперва с правой руки, потом с левой, и скормить с хлебом корове. Или отрезать немножко волос с подмышки, с лобка, попоить корову (с. Ярки Богучанского района).
— Чтобы корова не убегала к старым хозяевам, надо кусочек хлеба посолить, положить на заслонку от русской печки и скормить с заслонки корове (с. Ярки Богучанского района).
— Когда покупаешь какую скотину у людей, чтобы она прижилась, нужно захватить со двора горсть земли (с. Ярки Богучанского района).
Домашние животные всегда очень много значили в крестьянском хозяйстве. Конечно, от «коровушки» и «лошадушки» зависело здоровье и благополучие всей семьи, но воспринимали животных не только прагматически. Скорее, в них видели равноправных членов семейства. Недаром в святочных колядках домашние животные упоминаются в одном ряду с домочадцами. Ухаживая за животными, хозяева ласково разговаривали с ними, не допускалось и грубое отношение к скотине. Только такое очеловеченное восприятие животных могло породить заговоры, призванные уменьшить тоску матери-коровы и дитя-теленка, отлучаемых друг от друга. Молитва от тоски коровы, когда у нее отнимают теленка:
— Утренняя заря отстает от солнца,
А вечерняя от месяца,
Так бы моя красная корова
От своего белого теленочка отставала,
Во сне его задумывала,
В гульбе бы загуливала.
Аминь! Аминь! Аминь!
Святого духа
— Сеять начинали в Еремея-запрягальника (1 мая по-старому). Все хоть мокро, хоть как, хоть немного да посеют. Надо начать, раз уж Ерема-запрягальник (с. Пинчуга Богучанского района).
— Пшеницу сеяли числа 3-4 мая (по-старому). На Еремея-запрягальника надо было зачинать сев, но в зависимости от весны смотрели, когда сеять. Надо чтобы почва суха была, не припадала земля к подошвам (с. Каменка Богучанского района).
Хорошим хозяевам был известен способ определения готовности почвы:
— Перед севом возьмешь горсть земли, сожмешь крепко. Подымешь до груди и бросишь. Если камнем упадет — рано сеять, а если рассыпается - готова земелька (с. Заледеево Богучанского района).
— Хлеб сей, чтобы на зубах хрустело (т.е. сухой). Мокрый может закиснуть в земле. Сухое зерно наперед выйдет, а сырое закиснет. Я вот по радио слышал: «Сей в грязь, будешь князь!» Для Ангары это не подходит. Хлеб закиснет в сырой земле. А борони, чтобы пыль шла из-под бороны. В сухую землю сей. (с. Заледеево Богучанского района).
— Поля раньше хорошо удобряли. Коробами возили назем. Летом его складывали в зарод, а осенью вывозили по снегу. Как пришли из лесу к Казанской — вывозить стали. Раньше брали 200 пудов хлеба с десятины. Мы ведь по 3 раза пахали и боронили. Земля-то как пена была. У нас елань-то от Климина до нас — золота, а сейчас одни дудки стоят (с. Заледеево Богучанского района).
Хорошие хозяева пользовались трехпольной системой севооборота, благо, земли в Сибири было много: не ленись только раскорчевывать её. Картофель садят после ржи. Пшеницу сеют после картофеля. Овес сеют после гречихи (с. Манзя Богучанского района). После посева до всходов землю несколько раз рыхлили.
— Раньше как засеяли, потом боронят поперек пашни - поперечат. А на другой день опять боронят повдоль - задолили. Если твердовата земля, то еще раз переборонят — до всходов.
Если боронишь и дождь пошел — отступись, по дождю не борони. Высохнет, тогда иди (с. Заледеево Богучанского района).
Сев хлеба воспринимался как важнейший момент в жизни крестьянской семьи. Перед началом сева совершались особые магические действия. Так, нередко вся крестьянская семья мылась в бане. Этот обычай восходит к древним очистительным обрядам:
— Перед севом, накануне, мылись в бане (с. Юрохта Богучанского района).
— Сеять надо было в новой одежде. Новые онучи, рубаха (с. Заледеево Богучанского района).
— Пришло время сеять, задумали завтра отправиться в поле. Начинаются приготовления. Прежде всего идут непременно в баню и надевают чистое белье, да мало того, что чистое — более нравственные мужчины надевают белье даже совершенно новое, с иголочки, потому что «сев хлеба не простое дело, а об нем вся и молитва Богу!»
После семейного обряда или чаепития старший из домочадцев зажигает Богу восковую свечу, оставшуюся от Пасхи, молятся сообща, читая про себя молитву, потом садятся на минутку, соблюдая полное молчание, после чего посевщик исспрашивает благословление. «Бог благословит» или «С Богом!» — отвечает тот же старший в семье, а если его нет, то это делает мать или жена. Все домашние затем провожают отъезжающего за ворота.
Для получения хорошего урожая большое значение придавалось дню недели. По поверью, нельзя было сеять в тот день недели, на который приходилось Благовещенье. Плохим днем считали понедельник:
— В понедельник нельзя сеять: несчастный день (с. Заледеево Богучанского района).
При посадке картошки тоже существовали магические действия. Они должны были защитить картофель от вредителей-грызунов:
— Когда картошку садили, подходим к огороду и останавливаемся. Первое ведро подаешь в огород, а другой примат (принимает). Тут говорим:
— Кого подаешь?
— Кошку да кота на мышь и на крота (с. Карабула Богучанского района).
В центральных и южных районах было несколько сроков посадки картофеля. Ранним сроком было время цветения черемухи, поздним — цветение калины.
14 мая Сидоры-огурешники. Местами производится пересадка огурцов в гряды, последние окучиваются навозом, первое время сибирячки принимают меры предосторожности против порчи огуречных ростков утренниками: «Сидоры-сиверно», говорится. Чаще всего с этого дня только начинается вся пашка огородов.
В первой половине июня крестьянки высаживали в огород рассаду. В начале XX в. об этом пишет А. Макаренко:
— В начале июня совершается пересадка на гряды капустной рассады.
Ориентироваться в сроках помогали многолетние наблюдения над природой:
— Для пшеницы, картошки примет не было. Примета только: когда рябина расцветет - тогда помидоры садят (с. Богучаны).
— Капусту высаживают, когда шиповник зацветет (с. Яркино Богучанского района).
Некоторые крестьянки капусту высаживали только в женские дни недели:
— Капусту садят в июне, в среду и субботу - в женские дни. Четверг - червиный день, нельзя садить.
В большинстве сел обсаживание рассады осинками приобрело магический характер и сопровождалось приговорами и присловиями:
— Капусту садишь, наломаешь тридевять осинок с трех разных осин.
Капусту сажу, втыкаю осинку и говорю: «Втыкаю осинку на Бухару (букашку). Красная бухара, светлая бухара, черная бухара, ешь, бухара, осину с комлю до вершины (с. Карабула Богучанского района).
|